В Грузии разгорается скандал вокруг возможности проведения гей-прайда в Батуми, столице автономной республики Аджария.
Проведение такого шествия в стране, где большинство не скрывает своего пренебрежительного отношения к представителям сексуальных меньшинств, вызывает опасения даже у либералов. Несмотря на то, что пока не было сделано никаких официальных заявлений ни со стороны властей, ни со стороны представителей сообщества геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров, грузинские СМИ уже обсуждают возможность проведения такого шествия. Блюстители грузинских традиций и морали угрожают сорвать это мероприятие.
18-летний Ачико с гордостью говорит о том, что он сделает в случае, если по улицам Батуми проведут шествие представители сексуальных меньшинств. "Если они посмеют это сделать, их надо разогнать! Это позор для Грузии, такие люди не должны существовать в нашей стране!" - говорит Ачико. В горячих речах Ачико уже не слышно негромких возражений его рыжеволосого приятеля: "Пусть будут, если они есть, но сами для себя".
В Грузии, где православная церковь пользуется незыблемым авторитетом и доверием большинства, не только сами представители сексуальных меньшинств, но и любые высказывания в защиту их прав нередко воспринимаются как противостояние традициям и церкви. Один из критиков руководства Грузии режиссёр Гога Хаиндрава сказал, что подготовка к проведению прайда уже в самом разгаре и мероприятие является инициативой грузинского правительства.
Сломать христианскую мораль
"Целью является сломать эту абсолютно незыблемую часть грузинского менталитета и грузинского самосознания - христианскую мораль. Против неё идёт явный неприкрытый штурм со стороны правительства, задача которого сломать христианскую мораль в грузинском обществе", - считает Хаиндрава. По его словам, сестра нового министра экономики и устойчивого развития Грузии Нина Кобалия на одном из интернет-сайтов уже открыто приглашает геев из разных стран в Грузию.
Однако глава департамента по туризму и курортам Аджарии Темури Диасамидзе заявил, что ему ничего не известно о проведении такого мероприятия в Батуми. Сама госпожа Нина Кобалия, внештатный сотрудник департамента и эксперт по связям с общественностью, также опровергла свою причастность к организации якобы планирующегося мероприятия. "Я не говорю, что проведение гей-прайда в Грузии - это плохо или неприемлемо, но я ничего об этом не знаю и не имею к этому никакого отношения", - сказала Кобалия.
Гей-прайд – не самоцель
Паата Сабелашвили - глава фонда "Инклюзив", первой и одной из немногих организаций, занимающихся правами сексуальных меньшинств. Он считает, что шумиха, поднятая вокруг якобы готовящегося парада, - это очередная неумело используемая политиками сплетня. "Гей-прайд не является самоцелью, гей-прайд является методом для достижения цели - привлечения общественного внимания к проблемам людей, которые не решаются в стране", - говорит Сабелашвили: "Главный адресат гей-прайда – это власти. Проводить этот прайд засекреченно, с их поддержкой – это просто невиданно, такого нигде не происходит".
Психолог и специалист по гендерным вопросам Нана Берекашвили считает, что проведение гей-прайда в Грузии может привести к негативным последствиям. Однако тема сексуальных меньшинств и их прав требует более широкого обсуждения. "Я считаю, что не гей-прайд, а более организованно-образовательная акция в поддержку прав сексуальных меньшинств может себя оправдать. Эта тема в Грузии существует лишь на уровне приватных бесед, когда все кому не лень используют определение гея как наиболее уничижительное и унизительное".
По словам Берекашвили, большинство в Грузии с готовностью выражает своё пренебрежение к представителям сексуальных меньшинств, а идея роста населения, пропагандируемая как церковью, так и государством, подпитывает неприятие сексуальных меньшинств. "Во-первых, это обыкновенный комформизм – делать и говорить так, как большинство, так, как принято", - говорит Берекашвили: "Так что большинство просто присоединяется к общему мнению: "Такие люди не должны существовать, это грех, это разврат и искажение цели нации"".
Три года назад готовящаяся акция "Все разные - все равны!" была также отменена после заявлений о том, что это мероприятие фактически является попыткой проведения первого гей-прайда в Грузии. Патриархия Грузии тогда также выступила с заявлением о том, что мероприятие может вызвать физическое противостояние, поскольку общественность к нему негативно относится.
Жизнь в подполье
Гомосексуальность была признана легальной в Грузии десять лет назад, однако большинство представителей сексуальных меньшинств продолжает "жить в подполье", говорит Сабелашвили. Те, кто осмеливается открыто заявить о своей сексуальной ориентации, становится объектом насмешек и агрессии. "Тебя клеймят как чужого, как изгоя. Твоё место - в общественном туалете или где-то ещё, лишь бы ты не показывался. Когда тебя не видно – тебя нет, когда ты виден – ты проблема", - говорит Сабелашвили.
Сегодня, сидя в небольшом кафе в центре Тбилиси, 37-летний Ника уже открыто и даже с улыбкой рассказывает о своём детстве. Единственное, что напоминает сегодня о том, через что ему пришлось пройти, – это множество белеющих шрамов на загорелых руках. "Я часто пытался покончить жизнь самоубийством. Просто уставал бороться, уставал постоянно доказывать, что я не больной", - говорит Ника.
Для довольно консервативной тбилисской семьи Ника - дочь, которую не удалось вылечить и спасти. Вначале лечить от "мужских повадок" старались наказаниями – побои и привязывание к роялю на долгие часы, потом повели к врачу и даже решили выдать замуж. Но проблемы не заканчивались и за порогом дома.
"Они даже не знали, что такое транссексуал"
"В первую очередь – это проблемы с работой. Сегодня я работаю у друга, он про меня всё знает, потому у меня там нет проблем", - говорит Ника: "Но до этого я проработал в полиции около 5-7 лет. Когда начальник узнал про меня, он потребовал написать заявления об уходе. Правда, они думали, что я - лесбиянка, они даже не знали, наверное, что такое транссексуал".
По словам Сабелашвили, Ника далеко не исключение. Почти все представители сексуальных меньшинств сталкиваются с проблемами не только на улице, но и со стороны своих родных, как только становиться очевидным их отличие от большинства. "Если это несовершеннолетний, его пытаются "спасти" - водят к психиатрам и так далее, но если он достиг совершеннолетия его часто просто выгоняют", - говорит Сабелашвили: "А так как в Грузии люди начинают самостоятельную жизнь позже, чем на Западе, они фактически брошены на произвол судьбы".
В течение 26 лет Ираклий (имя изменено) скрывает от своих родных, что он гей. По его словам, это его тайна, открыв которую он рискует потерять всё в своей жизни. "Может быть, когда-нибудь настанет время, когда я смогу открыться и не стесняться себя", - говорит Ираклий: "Однако сегодня, я уверен, что это будет ударом и позором для моей семьи, так что лучше оставить всё как есть".
Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.
Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.