Никто точно не знает, сколько проживает в Украине трансгендеров – людей, чей социальный пол не совпадает с биологическим. Предположительно, не более 2,5% взрослого населения. Из-за осуждения и ненависти со стороны общества, трансгендеры не хотят быть видимыми и стараются незаметно интегрироваться в социум и раствориться в нём. Расстройство гендерной идентичности или гендерная дисфория – такой диагноз ставят им психиатры и при благоприятных обстоятельствах могут назначить лечение в виде коррекции пола хирургическим путём. Однако далеко не каждый трансгендер идёт на хирургическое вмешательство, которое требует не только немалых денег, но и длительного "хождения по мукам" в процессе доказательства твёрдости своих намерений и отсутствия противопоказаний.
В 1996 году Министерство здравоохранения Украины издало приказ №57 "Про оказание медицинской помощи людям, которые нуждаются в смене (коррекции) половой принадлежности", являющийся, по мнению представителей трансгендерных сообществ, дискриминационным. В 2010 году вышел новый, более лояльный проект приказа, однако перспектива его узаконивания пока остаётся туманной. А тем временем, согласно действующему законодательству, среди требований к претенденту на смену пола числятся:
1) Суицидоопасность (то есть, подтвержденная склонность к самоубийству);
2) Возраст старше 25 лет;
3) Отсутствие зарегистрированного брака;
4) Отсутствие детей;
5) Достаточный уровень интеллекта (для оценки возможных осложнений);
6) Сексуальная ориентация, направленная на представителей своего биологического пола (логика такова, что если, например, мужчина хочет стать женщиной, но при этом его сексуально привлекают также женщины, в коррекции пола нет смысла).
И это только часть трудностей, с которыми сталкивается трансгендер в Украине. Между принятием решения о смене пола и хирургическим вмешательством проходит не один год. Пациент принимает гормональные препараты, его наблюдает психиатр (требуется госпитализация), затем он должен пройти медкомиссию и получить разрешение на операцию. Кроме этого, возникает ряд социальных проблем, которые могут ставить перед ним ещё более непреодолимые препятствия. Чаще всего это осуждение со стороны родных и близких; неминуемая утрата работы; стигматизация в социуме; трудности во всех вопросах, разделяющих общество на мужчин и женщин (пользование общественными туалетами, определение в отделения больниц и тому подобное).
Впрочем, гендерная дисфория может проявляться по-разному и не каждый человек с подобными проблемами стремится исправить их хирургическим путём. Кто-то ограничивается гормональной терапией, кому-то достаточно просто одеваться и вести себя, как представитель противоположного пола. Существуют трансгендеры, которые относят себя как к мужскому, так и к женскому полу в различных соотношениях. Однако при существенном изменении во внешнем облике, основной трудностью для трансгендера является вопрос с документами – официально сменить пол в Украине можно только после операции.
Инна Ирискина – одна из немногих трансгендеров, кому после трансформации посчастливилось сохранить за собой рабочее место и хорошие отношения с родственниками. Свою принадлежность к женскому полу Инна обнаружила ещё в детстве, когда начала тайком наряжаться в женские платья. С тех пор, несмотря на попытки жить обычной жизнью мужчины, внутреннее несоответствие своему биологическому полу не давало ей покоя. По словам Инны, это сродни актёрской игре, когда приходится постоянно изображать кого-то, кем не являешься на самом деле. Нельзя забывать о самоконтроле, иначе можно себя выдать. Сейчас Инна ещё на середине пути – она уже несколько лет принимает гормональные препараты и выглядит очень женственно, однако всё ещё живёт по старым документам, выданным на мужское имя. Естественно, это создает массу ограничений, фактически приравнивая её к нелегальному гражданину страны. Но Инна собирает средства на самый решительный шаг в своём перевоплощении – операцию по хирургической смене пола. До этого ей ещё предстоит пройти экспертизу и получить заключение медкомиссии.
Инна признаётся, что основной проблемой в своё время для неё было отсутствие каких-либо информационных материалов по данной теме. Ведь многие люди страдают от гендерной дисфории и даже не понимают, что им делать и куда обращаться с этим. Они считают свои наклонности постыдными и чаще всего молчат о них. Только с появлением интернета, говорит Инна, она смогла разобраться в своей проблеме и принять решение о смене пола. Ещё одним существенным недостатком явилось отсутствие в нашей стране компетентных эндокринологов, специализирующихся на проблемах трансгендеров. Даже гормональные препараты приходится назначать себе самостоятельно, изучая статьи в интернете. Если на их приобретение потребуется рецепт, его негде будет получить. А трансгендеры нуждаются в приёме гормональных препаратов ежедневно на протяжении всей жизни.
Инна Ирискина – член общественной организации "Инсайт", которая занимается ЛГБТ-вопросами. Глава этой организации, Елена Шевченко, считает, что одной из главных проблем трансгендеров является то, что общество активно внедряет гендерный стереотип во все сферы жизни. Если бы не было чётких понятий нормы, жёсткого разграничения мужской и женской ролей в обществе (маскулинность и фемининность), людям ЛГБТ-сообщества было бы намного легче адаптироваться к жизни в социуме.
В то же время необходимо различать сексуальную ориентацию и гендерную идентичность, поскольку это совершенно разные, не взаимосвязанные между собой понятия. Зачастую всех представителей ЛГБТ равняют "под одну гребёнку", вешая на них ярлык ненормальности и даже уродства, опасаясь, что излишнее внимание к данной теме может каким-то образом "заразить" общество. Тем не менее, как говорит Елена, при такой масштабной "пропаганде гетеросексуальности" и соответствия гендерным ролям, всё-таки остаётся стабильный процент трансгендеров и людей с гомосексуальной ориентацией, что исключает возможность распространения моды на образ жизни ЛГБТ. Такие люди существуют в обществе с незапамятных времён, поэтому ЛГБТ-сообщество старается отстоять свои законные права и снизить враждебность к себе со стороны общества.
Церковь традиционно остаётся одним из главных противников идеологии и образа жизни представителей ЛГБТ и, в частности, трансгендеров. Представитель Украинской православной церкви Киевского патриархата епископ Евстратий говорит, что единственное исключение, которое делает церковь для операций по коррекции пола - когда человек от рождения сочетает в себе половые признаки и мужчины, и женщины. Однако ситуацию, если человек рождается мужчиной, а хочет стать женщиной или наоборот, церковь воспринимает как надругательство над природой, над даром, который даёт Господь. В Библии говорится, что мужчина не должен иметь вид женщины и женщина не должна иметь вида мужчины. Если человек испытывает проблемы со своей гендерной идентификацией, он должен решать эту проблему, как и подобает каждому христианину в любых трудностях - при помощи молитвы.
Епископ Евстратий напоминает, что в вечной жизни нет разделения на мужчин и женщин, там пол не играет никакой роли. А попытки модифицировать тело - это желание продлить свою земную жизнь. Человек не даёт себе жизнь самостоятельно, не выбирает время, место и обстоятельства, при которых рождается. И он бесконечно зависим - от воздуха, сна, общества и так далее. Природа таких проблем духовна, она не может быть естественной. По мнению епископа, сегодня психиатрия оправдывает многие вещи, недопустимые для церкви, поэтому нет ничего удивительного, что часто мнение церкви не совпадает с мнением науки.
Некоторые факты:
· Первая в мире операция по коррекции пола произошла в США в 1931 году.
· В 2010 году Франция стала первой страной в мире, где трансгендерность больше не считается заболеванием.
· Наиболее высокий процент трансгендеров проживает в Таиланде, где широко развит секс-туризм.
· Согласно исследованиям, проведённым в США, ЛГБТ-подростки совершают самоубийство в 4 раза чаще, чем их гетеросексуальные сверстники.
· Резолюция Европарламента "Гомофобия в Европе" от 18 января 2006 года приравнивает гомофобию к расизму, ксенофобии, антисемитизму и сексизму.
· С 1996 года в Украине прошли операцию по коррекции пола свыше 100 человек.