В берлинских школах стартовал проект "90 минут о сексуальном многообразии". Его цель - познакомить подростков с однополыми формами любви. Причём, в классах, в которых преобладают ученики с миграционными корнями.
Методика "90 минут о сексуальном многообразии" разработана Союзом сексуальных меньшинств Берлина и Бранденбурга и поддержана берлинским сенатом. Последний так же оказал финансовую помощь в подготовке учебных пособий для проведения таких занятий в школах на уроках этики.
У столицы свои особенности
Каким был бы Берлин, не будь у него бургомистра Клауса Воверайта (Klaus Wowereit), объявившего на всю страну: "Я - гей, и это о'кей"? Был бы Берлин таким толерантным, как сегодня, не будь среди трёх миллионов его жителей более 450 тысяч иностранцев, выходцев из 189 стран мира? Одним из символов толерантности немецкой столицы можно назвать и тот факт, что в районе Шёнеберг по обе стороны улицы, носящей имя великого деятеля Реформации Мартина Лютера, расположились гей-кварталы со своей инфраструктурой. Там находятся кафе, рестораны, магазины, отели, клубы, общественные гей- и лесби-организации.
На этой улице живёт и Кристине Теске (Christine Teske), мать троих детей, глубоко верующий человек, учительница по этике в гимназии имени Роберта Блюма. На уроках она пытается объяснить ученикам, что, если девочка любит девочку, а мальчик мальчика, это так же нормально, как если мальчик любит девочку или девочка мальчика.
"Можно со всей определённостью сказать, что Берлин - город особенный. Уже потому, что его бургомистр - открытый гей. Не знаю, какая разъяснительная работа по проблемам гомосексуальной ориентации проводится в школах других городов Германии, но Берлин в этом смысле в особом положении", - подчёркивает учительница. Она согласилась на встречу с корреспондентом "Deutsche Welle" в воскресный день, вернувшись с крещения 17-летнего сына. "Я специально не стала его крестить в младенческом возрасте, - объясняет она, - хотела, чтобы он самостоятельно принял такое решение. А к вам на встречу пришла в свой выходной, потому что считаю тему нашего разговора чрезвычайно важной". Необычная школа
Школа, в которой Кристине Теске преподает этику, объявила себя "зоной, свободной от дискриминации". Стать ею может любое учебное заведение при условии, если 70 процентов учащихся добровольно подпишут документ, провозглашающий отказ от любых форм дискриминации, будь-то по национальному, половому или сексуальному признаку.
Кроме того, школа участвует в проекте, подготовленном организацией сексуальных меньшинств "Против гомофобии". При входе в гимназию висит эмблема, свидетельствующая о том, что она - одна из 40 организаций берлинского района Шёнеберг, в которых может найти защиту любой, кого преследуют из-за его гомосексуальной ориентации.
Штрихи к портрету педагога
Теске выросла в Западном Берлине, на "острове свободы" внутри бывшей ГДР. "Для меня важны любые свободы - от вероисповедания и убеждений до сексуальной ориентации людей, - подчёркивает она. - Я не должна так жить сама, но не могу осуждать людей за то, что они другие".
Но ведь Кристине Теске - верующий человек, а церковь выступает против гомосексуальности... На это Теске отвечает так: "Если я серьёзно воспринимаю библейские писания, то любой человек, с которым я сталкиваюсь в жизни, - мой ближний, независимо от его пола, сексуальной принадлежности и убеждений".
Однажды её 13-летний сын оказался свидетелем разговора матери с одним верующим. Речь зашла о том, что гомосексуальность, с точки зрения Библии, - большой грех. "Не будь рядом моего сына, я не стала бы спорить, потому что понимала - это бесполезно", - вспоминает она. Но матери было важно, чтобы её сын услышал, что она другого мнения. "Мне меньше всего хотелось, чтобы у него возникло ощущения, что вера ограничивает свободу людей".
Не на уровне уничижительных анекдотов
В рамках уроков этики школьники обсуждают разные темы, например, что такое счастье, смысл жизни, толерантность, справедливость, дискриминация. Цель учителей, по словам Теске, помочь учащимся в формировании собственного мнения по тем или иным аспектам жизни общества.
"Проблему гомосексуальности на своих уроках я впервые тематизировала по просьбе Союза сексуальных меньшинств Берлина и Бранденбурга, - говорит Кристине Теске. - И была удивлена реакции своих учеников: она была иной, чем я предполагала".
В 8-ом классе, в котором проходили уроки "90 минут о сексуальном многообразии", из 30 учеников 21 - с иностранными корнями. В основном это выходцы из турецких, арабских и русскоязычных семей. По словам Теске, в турецких и арабских общинах тема гомосексуальности является табу. "Мне было важно услышать признание своих учеников в том, что им впервые выдалась возможность поговорить на эту тему не на уровне обидных и уничижительных анекдотов, а по существу", - подчёркивает Теске.
Помогли учебные пособия
Разговор о гомосексуальности удался во многом благодаря содержательной брошюре, считает Теске. В ней, например, можно найти диалог между подростками Кайем и Муратом, в ходе которого выясняется, что их общий знакомый - гей. Мурат ему симпатизирует и сам пытается признаться в своей гомосексуальной ориентации.
"Текст в форме диалога, который читается вслух, даёт учащимся возможность, что называется, побывать в роли этих ребят. В диалоге немало фраз и мыслей, выводящих на конструктивный разговор", - делится своими наблюдениями педагог. После прочтения текста в классе начинается обсуждение: ученики без шума и гама высказывают своё мнение и с интересом выслушивают суждения одноклассников.
На уроке учительница демонстрирует иллюстрации на трёх плакатах, на которых изображены целующиеся подростки: девушка с парнем, парень с парнем, и девушка с девушкой. "У кого-то целующиеся девушки или парни вызывают недоумение, но не более того, - говорит учительница, - в целом реакция вполне адекватна".
По словам Теске, разговор на тему однополой любви важен для таких детей ещё и потому, что мигранты, которые открывают в себе гомосексуальность, нередко подвергаются двойной дискриминации: за то, что они иностранцы - со стороны коренных жителей, и за то, что они гомосексуалы - со стороны турецкой или арабской общин. "У школьников должна быть возможность обсудить эту проблему в кругу своих сверстников, а учитель должен позаботиться о том, чтобы обсуждение прошло на уровне аргументированного и конструктивного разговора", - убеждена учитель. Пропаганда гомосексуальности?
В некоторых странах Восточной Европы, политики выступают против того, чтобы в телесериалах и ток-шоу затрагивалась тема однополой любви, считая это ничем иным как пропагандой гомосексуальности. Теске в ответ недоумевает: "Почему тема, которая открыто обсуждается в обществе, должна представлять опасность? Я думаю, наоборот, такие дискуссии помогают преодолеть табу и дают возможность людям обменяться мнениями по этому поводу".
По словам преподавателя, это придаёт мужества тем, кто скрывает свою истинную сексуальную ориентацию, и способствует сознательному выходу из "полулегального положения". Теске сомневается в том, что открытое обсуждение этой проблемы может повлиять на рост числа гомосексуалов. "И в ФРГ было время, когда сексуальные меньшинства подвергались преследованиям. Сегодня, когда в стране узаконены однополые союзы, о формах гомосексуальной ориентации необходимо говорить со школьной скамьи", - убеждена Кристине Теске.
Плакат на школьной стене на немецком, турецком и арабском языках
Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.
Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.