17 января 2011 года наш город снова посетил "Московский независимый театр", который в последнее время частенько заезжает в Луганск, предлагая местным театралам вкусить столичного искусства. На этот раз на суд публики представили "Вия", заявленного как "шокирующая комедия" в стиле "Comedy".
Надо признать, что шок удался в полной мере, а впечатления от постановки остаются самые неоднозначные. Сохранив только общий сюжет произведения Гоголя, постановщик Дмитрий Рачковский превратил леденящую кровь историю в разухабистый фарс, обильно сдобренный стёбом, черным юмором и шутками на тему лиц гомосексуальной ориентации.
В начале спектакля на сцене появляется сам Николай Васильевич Гоголь, он произносит монолог, после чего на сцене появляются трое неведомых существ в разноцветных париках, которые впоследствии оказываются бурсаками Хомой, Халявой и Горобцом. Далее действие развивается по знакомому сюжету: трое философов рассказывают друг другу легенды о нечистой силе и, заблудившись, попадают на хутор с красноречивым названием "Великие Лохи". Именно там Хома Брут (Александр Головин) встречает таинственную панночку, которая сначала предстаёт в образе мужиковатой старухи, затем превращается в изящную девушку и, наконец, – в гомосексуального мужчину. После того, как панночка-трансвестит умирает, её отец сотник просит Хому три ночи читать над покойницей (покойником?) псалмы. Однако тут всё не так просто: любвеобильная нечисть с каждой ночью всё больше обнажается и преследует Хому с довольно недвусмысленной целью. Хома пытается всячески избежать противоестественного контакта, хотя сотник в качестве средств защиты снабдил его вазелином и памперсами. Панночке-гею, которую называют то "он", то "она", никак не удаётся поцеловать Хому: мешают петухи, которые сигнализируют о конце ночи.
Наконец, на третью ночь перед нами появляется Вий, который в интерпретации режиссёра выглядит как упитанный футбольный фанат с разноцветным ирокезом, в облегающих лосинах и надписью "Вий 13" на спине. Данный образ, видимо, - реверанс в сторону Бориса Моисеева. Вместо классического "Поднимите мне веки!" нечисть произносит: "Поднимите мне давление! Поднимите мне настроение! Поднимите мне хоть что-нибудь!". В финале спектакля любвеобильному гомосексуалу всё-таки удается окрутить Хому, и странноватая парочка идёт под венец. Режиссёр отказался от гоголевского финала со смертью Хомы, вместо этого бурсак просыпается в постели вместе с красивой девушкой и с облегчением восклицает: "Так значит, мне всё это только приснилось!". В этот момент из-под одеяла появляется гомосексуальная панночка и заявляет: "А жаль...".
Красной нитью через всю постановку проходят шутки на гомосексуальную тематику, некоторые довольно-таки бородатые и все – откровенно пошлые. Однако к началу второго акта шокированный зал свыкся с происходящим и стал реагировать на него активнее. В итоге перед антрактом "панночка-гей" обратилась к публике со справедливым вопросом: "Чего вы смеётесь, извращенцы?".
Костюмы представляют собой адскую смесь из аутентичной одежды тех времен и садомазохистских кожаных одеяний. Девушки из балета щеголяют в разноцветных париках и ультракоротких шортах, а сама хореография напоминает танцы в кабаре. Панночка гомосексуальной ориентации то и дело раздевается, предстаёт перед зрителями практически ню. Страшная эротическая комедия оправдала своё название с большой натяжкой: страха я не почувствовала, эротика была на любителя, но посмеяться, особенно любителям шуток "ниже пояса" было над чем. Овацию актерам луганчане не устроили, но общее настроение от постановки было позитивным. Можно констатировать, что спектакли заезжих гастролёров по-прежнему пользуются у нас популярностью.
Напомним, что спектакль "Вий" Московского независимого театра был организован концертным агентством "Мастер-шоу".
Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.
Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.