Мы хотим, чтобы государство относилось к насилию гомофобов так же, как оно относится к насилию на религиозной почве.
Дата
публикации:12:27
07.04.2011
Председатель "Российской ЛГБТ-Сети" Игорь Кочетков.
В России подходит к концу общероссийская кампания "Против гомофобии". Целую неделю гомосексуалы, трансгендеры и сочувствующие отстаивали свои права с лозунгом "Любовь сильнее ненависти". Председатель "Российской ЛГБТ-Сети" Игорь Кочетков рассказал, чего ради геи затеяли протестную неделю, какие политические силы за ними стоят и почему человек-пророк Никита Джигурда им не друг, а гомофоб.
— Как вы считаете, после вашей недельной акции в России стало меньше гомофобов? — Я думаю, что от проведения подобных информационных кампаний уровень гомофобии не уменьшится.
— А зачем тогда нужны эти семь дней гей-протеста? — Цель проведения "недель" — привлечь внимание общества к этой теме. И только когда общество и власть начнут действовать совместно, уровень гомофобии будет снижаться. И этой цели нам добиться удалось. Сегодня важно другое — ЛГТБ-сообщество более активно стало бороться за свои права, мы стали более видимы, и реакция гомофобов изменилась — она стала более агрессивна, более организованна. В этом смысле публичной гомофобии теперь в разы больше.
— В чем выражается "публичная гомофобия"? — Примеров множество. Мы сейчас с вами беседуем, а в Тюмени перед заданием, где должен был проводиться круглый стол в рамках "Недели против гомофобии", вышли местные казаки, размахивают нагайками, ведут себя крайне агрессивно и никого не пускают. Причём пикет казаков санкционирован властями, а наши тюменские активисты не смогли получить разрешение на проведение уличного протеста. Активистам ЛГБТ нигде нельзя проводить акции. 29 апреля было совершено нападение на активиста в Сыктывкаре. И таких примеров много.
— Ваши гей-кампании — это случайно не попытка включиться в российское протестное движение? — Отчасти это так. Мы выражаем протест против бездействия властей и игнорирования проблемы гомофобии.
— То есть это политический протест? Вы ставите себе политические цели? — ЛГБТ-движение — не политическое. Мы не участвуем в борьбе за власть. Мы готовы сотрудничать с любой легитимной властью, со всеми политическими силами, при условии, что они признают ценность прав человека.
— Сегодня есть такие политические силы? — Отношение политических сил к сексуальным меньшинствам — это хорошая лакмусовая бумажка. Многие говорят о демократии, но когда речь заходит о защите прав геев, лесбиянок (которые многим не нравятся), то всё сводится к вопросам о традиционных ценностях, правах большинства, а о меньшинстве как-то быстро забывают. К сожалению, это характерно практически для всех российских политиков. Но есть и те, кто разделяет.
— Кто? — Сегодня есть только одна политическая партия, в которой есть люди, которые включили вопрос о правах сексуальных меньшинств в свою программу — "Яблоко". Но лидеры этой партии эту позицию не разделяют. Например, [исполнительный секретарь политического комитета] Галина Михалёва открыто дала понять, что "Яблоко" ориентировано на большинство. Но она, видимо, не понимает, что это самое "большинство" никогда за "Яблоко" не проголосует. Да и ни за одну либеральную партию. Российским либералам всё же стоит побороться за тех, кто на выборы не ходит — людей образованных. И не последними в такой избирательной кампании станут лозунги в защиту прав ЛГБТ-сообществ.
— Вот есть традиционная масленичная неделя. Может, вам в "Неделю против гомофобии" включить какие-то элементы, например, Прощёное воскресенье как символ толерантности? — Я думаю, что, если мы попробуем использовать Прощёное воскресенье как символ толерантности, нас точно обвинят в оскорблении чувств верующих, чего мы, разумеется, не хотим. — А какие элементы русской традиционной культуры могут взять на вооружение российские ЛГБТ-шники? — Интересная мысль. На самом деле мы не устаём повторять, что то, к чему мы призываем, никаким традиционным ценностям не противоречит. Например, если бы наша позиция противоречила семейным ценностям, то мы бы не говорили о легализации однополых браков. Мы выступаем за однополые браки, потому что для нас важна семья в традиционном понимании. Наше отношение к любви столь же ценно, как и отношение гетеросексуалов. Появление однополых браков будет признанием этой ценности. А с юридической точки зрения есть целый ряд прав, в которые вступают гомосексуальные пары — имущественные, неимущественые и так далее. То есть в принципе гомосексуалы сегодня могут оформить все эти права. Но каждое надо закрепить отдельным договором, а за его регистрацию — заплатить государству деньги. Вся процедура выходит в тысячу рублей, а регистрация брака стоит 200 рублей. Это звучит комически, но почему я должен платить больше?
— Нужна ли российским геям служба в армии? Нужен ли отдельный авианосец, например? — Моё мнение — в России в принципе не нужна воинская повинность. Геям, не геям — никому.
— Артист Никита Джигурда недавно озвучил желание возглавить российское гей-движение. Вы рады были бы видеть его в сообществе? — Я думаю, что Джигурда вряд ли окажется в нашем сообществе, потому что он всё же придерживается гетеросексуальной ориентации. Он предлагает очень странные вещи, например, пост и воздержание. Мы выступаем как раз наоборот — каждый должен сам решать, как проявлять свою сексуальность. Пусть каждый сам решает, воздерживаться ему или нет, а не следовать советам Джигурды. Почему геи должны воздерживаться, а гетеросексуалы нет? Если Джигурде нравится воздержание — пусть он и воздерживается.
— Он гомофоб? — Он выглядит как умеренный гомофоб. Он переходит к стадии жалости — "вот они бедные и несчастные, как бы им помочь". Нам такой жалости не надо. Я подчеркну, что, если господин Джигурда хочет нам как-то помочь — пусть приходит, мы всегда открыты к дискуссиям.
— Культовый режиссер Брюс Ля Брюс говорит что "гей — это не квир, не фаггот, гей — это фэг". Есть ли у российских геев особое сленговое, субкультурное именование? — Геи и лесбиянки. Сейчас уже каких-то специальных слов нет. — Хабалки забыты? — Этим словом скорее определяется характер поведения того или иного человека. Мы называем так человека, который ведёт себя пошло.
— Кстати, тот же Ля Брюс полагает, что сегодня гей-движение в Северной Америке и Западной Европе стало очень консервативным, капиталистическим и буржуазным, потому что преследует две главные цели — чтобы геям стали доступны институт брака и военная служба. Это характерно и для российского гей-движения? — Мы ещё не дошли до того уровня, когда сможем жаловаться, что гей-движение стало мейнстримом, вальяжным и буржуазным. Пока нам приходится отстаивать самые элементарные права. Право на жизнь, например. Мы хотим, чтобы государство относилось к насилию гомофобов так же, как оно относится к насилию на религиозной почве. Если в целом, то люди в ЛГБТ-движениях самые разные — есть анархисты, которые против брака, против государства. Есть те, кто признаёт социальные институты. Геев объединяет только их сексуальная ориентация. Всё остальное может быть разным. И музыка, и вкусы, и убеждения, и политические предпочтения.
Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.
Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.