Пикет прошёл в позитивной атмосфере, прохожие реагировали вполне благодушно.
Дата
публикации:16:20
11.04.2011
В воскресенье не менее 30 человек собрались у монумента героям 1905 года в Москве, чтобы выразить протест против преследования ЛГБТ-активистов и бездействия властей в случае преследования общественных активистов.
Напомним, что 29 марта в Сыктывкаре было совершено нападение на гей-активиста Артёма Калинина, а прибывшие на место полицейские отпустили нападавшего после составления протокола. Затем в участке ему даже заявили, что «Ваши действия незаконны, ответственность за вашу жизнь я не несу!»
Накануне акции, тем не менее, стало известно, что по факту нападение на ЛГБТ-активиста в Коми было возбуждено уголовное дело. Скорее всего, на власти повлияли не только решимость самого Артёма и его защитников, но и общественная кампания протеста по этому вопиющему случаю.
Манифестанты от КРИ, ЛевСД, феминисток, Радужной ассоциации и молодёжного «Яблока» держали в руках радужные флаги и плакаты: «Нет нападениям на ЛГБТ-активистов!», «Профсоюзник, эколог, мигрант, ЛГБТ — вместе против террора!», «Бьешь «непохожих»? — Зарплату не прибавят!», «Нет разделению трудящихся! Долой гомофобию!», «Гомофобы ох(ам)ели».
В промозглую погоду участники акции разогревались звучными кричалками, скандируя «Репрессиям — бой, гомофобию долой!», «Нет дискриминации, даёшь эмансипацию!», «Нет дискриминации по полу, ориентации!», «Заучи как дважды два: лишь борьба даёт права!», «Свобода даром не даётся, ЛГБТ готов бороться!», «Долой фашизм, гомофобию, сексизм!», «Нет фашизму всех мастей — от подворотен до властей!»
Пикет прошёл в позитивной атмосфере, прохожие реагировали вполне благодушно.
К сожалению, в дискуссии по поводу нападения на Калинина некоторые выражали мнение о том, что он сам виноват, поскольку «спровоцировал нападение». Потом оказывалось, что «провокация» заключалась в распространении стикеров, листовок и других открытых и решительных действиях активиста. Похожая точка зрения нам часто встречается в другом контексте: патриархальная мораль часто выставляет виновником жертву насилия. — Женщин обвиняют в том, что они «провоцируют насильников», когда позволяют себе одеваться «неподобающим образом».
Однако бороться против дискриминации, за безопасность и равные права невозможно, не покидая глубин «уютного шкафа». Не обойтись и без таких необходимых «провокаций», как сегодняшняя акция солидарности.
Воскресенье дискуссий
Что общего между сексизмом и гомофобией? Почему мы активно поднимаем как женский вопрос, так и вопрос о правах ЛГБТ? И почему мы проводим параллель между этими явлениями, ведя борьбу с ними в рамках общей кампании против гендерного неравенства? Чтобы ответить на эти вопросы и обсудить возможные решения, Комитет за Рабочий Интернационал совместно с группой «За феминизм» инициировал дискуссию «Сексизм и гомофобия», прошедшую в воскресенье, 3 апреля, в рамках Недели против гомофобии.
В Общественном центре и музее им. Сахарова, за круглым столом собрались члены КРИ и ЛевСД, активисты феминистических организаций и ЛГБТ-активисты. Вера из группы «За феминизм» произнесла содержательный доклад о существующих сегодня в России феминистических организациях, представитель Радужной Ассоциации Андрей Оболенский предоставил аналогичную информацию об организациях, борющихся за права ЛГБТ.
Феминистка Елена Максимова в своем выступлении проиллюстрировала силу и глубину гендерной дискриминации на примере наиболее популярных глянцевых журналов. Сексистские образы, встречающиеся почти на каждой странице «Эсквайра» и «Космополитена», и дискриминационный контекст, в котором подаются женские образы и сюжеты в СМИ лишний раз иллюстрирует, что юридическое равноправие полов почти ничего не значит при наличии различных форм «скрытой дискриминации» — в данном случае, медийной и культурной.
Доклад на тему «Сексизм и гомофобия» был зачитан активисткой КРИ Анной Брюс. Выступавшей удалось обоснованно показать, что и дискриминация женщин, и преследование гомосексуалов являются разными следствиями одной причины: патриархальной культуры.
Экономика, основанная на эксплуатации, построенная на угнетении политическая система нуждаются в морали, легитимизирущей насилие и агрессию. Разделяя общество на маскулинную и феминные роли, связанные отношениями власти, сводя сексуальные отношения к обладанию-подчинению, патриархальная культура и мораль продвигает неравенство из социальной сферы в психологическую. Именно этим, и никаким иным целям, служат «традиционные ценности», которые противопоставляются феминизму и от имени которых дискриминируют ЛГБТ.
Дискуссия о публичных акциях, как средстве борьбы с гомофобией, стала логичным продолжением предыдущих дискуссий в рамках Недели против гомофобии. Тема дискуссии была избрана не случайно, потому что именно о степени публичности ЛГБТ и открытости ЛГБТ-активизма много спорят в сообществе.
На дискуссии прозвучало мнение о том, что ни в какой специальной деятельности за ЛГБТ-права нет необходимости, а нужно лишь «повышать уровень образования, просвещать». Однако большинство ЛГБТ-активистов никак не согласится с таким посылом. Гомофобия и другие формы ксенофобии не исчезнут просто из-за повышения уровня знаний хотя бы потому, что любые формы дискриминации имеют социальные корни и не являются просто результатом невежества.
У многих, если не большинства, активистов не вызывает спора тезис о том, что ЛГБТ нужна организация своих рядов для борьбы за права. Правозащитой тут не отделаешься, потому что ЛГБТ ещё нечего защищать, кроме своего «закрытого шкафа». Геям, лесбиянкам, бисексуалам и трансгендерам ещё только предстоит завоевать равные права.
Однако тут проблема только начинается: за что именно борются ЛГБТ? Вопрос целей и задач стоит прежде вопроса о формах. Кто-то убеждён, что «лично его гомофобия никак не затрагивает», а недостаёт лишь формально кодифицированного права заключать брак и заводить детей. Большинство ЛГБТ вряд ли согласится, что они не испытывают дискриминации и притеснения на рабочем месте, в образовательных учреждениях, никогда не боятся за безопасность свою и своих близких, свободны в выражении своих чувств. Для большинства ЛГБТ единственным средством защиты и проклятьем одновременно остаётся их закрытость для окружающих.
Борьба пугает, потому что задачи слишком масштабны. Включение в борьбу позволяет не только осознать масштаб проблем, но и их связи с проблемами других групп: женщин, национальных меньшинств. Бороться вместе не только возможно, но и необходимо.
Лесби, геям, бисексуалам и трансгендерам нужны гарантии равных прав во всех сферах, безопасность и возможности социальной реализации: доступные общественные и кризисные центры, спецпрограммы адаптации для транссексуалов и др.
Но ЛГБТ есть что сказать не только о своих «узких» проблемах, но и по поводу сексуального воспитания, борьбе со всеми формами дискриминации, против насилия и за равные права, о реформе армии и тюрем, искоренению патриархальных нравов на всех уровнях и проч. Все эти и многие другие вопросы касаются ЛГБТ напрямую, и публичные акции могут стать важным средством в борьбе за их решение.
Уличные акции, публичные дебаты и даже весенние субботники могут быть орудием для прорыва информационной блокады. При грамотном подходе публичные акции могут помочь наладить взаимодействие с обществом, особенно его активной частью: общественными организациями, инициативами, движениями. Наш посыл должен быть таким: равные права выгодны и нужны всем! Рабочим и безработным, студентам и пенсионерам нечего делить, независимо от их пола, расы, национальности, религии и сексуальной ориентации.
Любая публичная акция — инструмент, а не фетиш. Сегодня важен не выход сам по себе, но его послание, не карнавал, а борьба. Символично, что именно эта дискуссия завершала НПГ. Впереди нас ждут ещё многие недели, месяцы и годы борьбы против гомофобии, но за ними — будущее, в котором не должно остаться места никакой дискриминации, никаким фобиям.
Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.
Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.