Стамбул, где в эти выходные должен состояться ежегодный гей-парад, с его активной ночной жизнью представителей сексуальных меньшинств является настоящим оазисом для сообщества лесбиянок, геев, би- и транссексуалов (ЛГБТ) в мусульманском мире. Однако случаи совершения преступлений на почве ненависти вкупе с вялой реакцией на них со стороны правоохранительных органов подчеркивают тот факт, что турецкое общество так и не пришло к консенсусу по вопросу предоставления равных прав представителей ЛГБТ-сообщества, говорится в новом отчете организации "Международная амнистия".
В обнародованном 21 июня "Международной амнистией" отчете под названием "Не болезнь и не преступление", составленном на основе более чем 70 интервью, взятых у различных жителей Турции, рассказывается о 16 убийствах на почве ненависти, предположительно совершенных в Турции в 2010 году, а также многочисленных фактах притеснений в отношении представителей сексуальных меньшинств.
Нетерпимость, имеющую место в обществе, иллюстрирует рассказ об убийстве в 2008 году 26-летнего жителя Стамбула Ахмета Йилдиза (Ahmet Yildiz). "Он вышел из квартиры, чтобы купить мороженое, – вспоминает друг Йилдиза Ибрагим Кан (Ibrahim Can). – Он сел в машину, и я услышал выстрелы. Я выглянул из окна и увидел, что на него устроили засаду. Я выбежал на улицу, умоляя: "Пожалуйста, только не умирай!". Когда я подбежал к нему, его глаза были закрыты, но когда я крикнул: "Не умирай!", он открыл их на секунду, посмотрел на меня и затем закрыл уже навсегда".
В убийстве Ахмета Йилдиза был обвинен его отец. Полагают, что он покинул пределы страны. Дело в отношении него разбирается в заочном порядке. По словам Кана, Йилдиз неоднократно обращался в прокуратуру с жалобами на членов своей семьи, грозившихся убить его по причине его гомосексуальной ориентации, но никакой защиты от властей не добился. Дело по факту данных угроз было возбуждено правоохранительными органами лишь в марте этого года.
"Международная амнистия" подвергла особой критике вооруженные силы республики за случаи злоупотреблений в отношении военнослужащих с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Гомосексуализм в армии называется "curuk" и считается заболеванием. Такой солдат подлежит увольнению из рядов вооруженных сил. Как рассказал организации один военнослужащий, рассказавший о своей гомосексуальной ориентации командиру, сначала его отдали солдатам, которые "ругались, избивали и самым немыслимым образом издевались над ним", а потом посадили на неделю в карцер.
В документе также приводятся факты экономической дискриминации, которой подвергаются представители трансгендерного сообщества страны (часто работающие проститутками), а также "систематического преследования" транссексуалок со стороны полиции.
В своем отчете "Международная амнистия" подвергает порицанию правящую Партию справедливости и развития исламистского толка, потворствующую подобным предвзятым настроениям в обществе. Позиция госминистра по делам семьи и женщин Сельмы Алийе Каваф (Selma Aliye Kavaf), заявившей в 2010 году, что гомосексуализм является биологическим расстройством и нуждается в лечении, "ведет к углублению дискриминации лесбиянок, геев, би- и трансексуалов, для которых, по сути, нет места в обществе", отмечает автор документа Эндрю Гарднер (Andrew Gardner).
"Международная амнистия" призвала ПСР включить защиту граждан от дискриминации по признаку сексуальной ориентации в список планируемых конституционных реформ. Ни правительство, ни ПСР пока никак не отреагировали на отчет "Международной амнистии". За исключением главы парламентского комитета по правам человека, завершающего свой срок на данном посту, ни один из официальных лиц не согласился встретиться с представителями организации.
Жители крупных городов, включая Стамбул, нередко демонстрируют терпимое отношение к сексуальным меньшинствам. Так, 19 июня сотни представителей трансгендерного сообщества прошли маршем по главной улице Стамбула Истикал. Не было никаких столкновений, а многие зрители аплодировали. Турция является единственной преимущественно мусульманской страной, дозволяющей подобные публичные демонстрации представителей сексуальных меньшинств, хотя десять лет назад такое трудно было себе даже представить.
"Я замечаю, что в обществе царит уже не тот настрой, что прежде, – говорит Айкан Сафоглу (Aykan Safoglu), являющийся членом правления организации KAOS GL – одной из организаций, выступающих за права ЛГБТ-сообщества, которых в Турции становится все больше. – Отношение к нам людей все время улучшается, общество продолжает быстро прогрессировать в этом отношении".
Почти всем организациям ЛГБТ-сообщества так или иначе приходилось иметь дело с требованиями закрыть их в судебном порядке, большинство таких случаев заканчивались поражением для прокуратуры. Одновременно с этим серьезно сократилось количество сообщений о неправомерном обращении с представителями ЛГБТ-сообщества со стороны полиции. В приведенных в отчете интервью назывались две причины подобных перемен, отмечает Эндрю Гарднер. "Сокращение подобных случаев произошло, во-первых, из-за проводимых в стране реформ в связи с процессом вступления в ЕС, а во-вторых, по причине активизации самого ЛГБТ-сообщества в деле выявления фактов подобных злоупотреблений", – отмечает он.
То, что власти Турции разрешают проводить гей-парады в самом центре Стамбула, выгодно отличает эту страну от ряда таких государств ЕС, как Венгрия, где шеф полиции Будапешта в феврале выдворил гей-парад на окраину города, отмечает директор по Европе и Центральной Азии "Международной амнистии" Никола Дакворт (Nicola Duckworth). "В этом отношении Евросоюзу неплохо было бы приглядеться к тому, что творится в его собственных пределах, где дела определенно обстоят не так, как следовало", – подчеркивает он.
Айкан Сафоглу из турецкой организации KAOS GL с оптимизмом смотрит в будущее. "Наше движение набирает силу, – говорит он. – Все, что мы хотим, это жить в гармонии с окружающим миром и люди начинают это все больше и больше понимать".