1-2 июля 2011 года в г. Москва состоялась Региональная консультация по вопросам права на здоровье, организованная Фондом содействия защите здоровья и социальной справедливости им. Андрея Рылькова (ФАР).
Консультация была направлена на то, чтобы предоставить возможность правозащитникам, специалистам здравоохранения и представителям сообществ обсудить вопросы, связанные с защитой права на здоровье в регионе стран бывшего СССР. Организаторы уверены, что широкомасштабные и длительные улучшения в области соблюдения права на здоровье возможны только при объединении усилий различных групп. Поэтому на мероприятии были представлены представители затронутых сообществ, таких, как женщины, работники здравоохранения, дети, работники коммерческого секса, люди, живущие с ВИЧ, общины коренных народов и другие.
В консультации участвовал Специальный докладчик ООН по праву каждого на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья Ананд Грувер. Он попросил участников как можно активнее подавать ему жалобы на нарушение права на здоровье. Докладчик имеет возможность рассматривать достаточно большое количество жалоб, так как с ним работает коллектив юристов из разных стран.
Организаторы ставили цель обсудить широкий круг вопросов в сфере охраны здоровья, но наиболее обсуждаемыми темами стали права ВИЧ-позитивных людей, потребителей инъекционных наркотиков и людей, нуждающихся в паллиативной помощи. Это не удивительно, ведь именно в этих сферах наиболее необходимы изменения государственной политики.
Поразило, что в Российской Федерации отсутствуют не только программы по заместительной терапии, но и программы обмена использованного инъекционного оборудования. К сожалению, правительство этого государства не понимает, что новый шприц в тысячи раз дешевле, чем лечение СПИДа, гепатита С и других болезней, передающихся инъекционно. Чрезвычайно остро обсуждалась также проблема недостаточного доступа к паллиативной помощи. Российский педиатр Анна Сонькина рассказала, что из-за чрезмерной борьбы российского правительства с опиоидными обезболивающими препаратами, их нет даже для деток после неврологических операций, когда боль ощущается особо сильно.
Красной нитью через всю встречу проходили отношения представителей гражданского общества с правительством. Только представитель Латвии отметил, что противостояния гражданского сектора с властью в его стране нет. В других же странах существуют проблемы разной интенсивности, вплоть до физического преследования инакомыслящих (Казахстан).
В некоторых странах причиной низкого доступа женщин к медицинским услугам являются гендерные стереотипы. Представительница Таджикистана рассказала на своем примере, что в этой стране многие женщины инфицируются от своих мужей, но выехать к доктору без разрешения мужа и семьи не имеют права. По словам этой женщины, ее ребенок умер от того, что ему перелили инфицированную ВИЧ кровь матери. Муж знал о предстоящем переливании, но не обратил внимания жены на то, что она может быть инфицированной.
Подобные встречи дают возможность поделиться не только проблемами, но и путями их решения. Обговаривались возможности внесения эффективных изменений в законы о ВИЧ (в частности, о необходимости медицинского работника получать письменное разрешение ВИЧ-позитивного человека на передачу информации о его статусе третьим лицам). Обговаривались возможности оспаривания нарушений прав в сфере здравоохранения в международных инстанциях. Уже ведется ряд стратегических судебных тяжб в Российской Федерации.