“Марш равенства”, успешно проведённый “КиевПрайдом”, – не просто очередной легальный гей-прайд в Украине (что тоже важно), но действительно, знаковое и символическое событие.
Как известно, судьба “меньшинств” в обществе – всегда является тестовой ситуацией для оценки качества той или иной демократии. Если социальная группа имеет доступ к публичному обсуждению своих проблем, может делать их предметом общественной дискуссии, – можно смело говорить о полноценности такой демократии.
Однополые браки в Европе и США могли состояться только на базе свободы собраний и свободы обсуждения данной темы, на базе общественного консенсуса. Как и любое достижение в области прав человека.
Решение Украины поддержать право меньшинств напрямую апеллировать к обществу (прайд – лишь одна из форм открытости) – означает окончательный выбор европейских принципов функционирования общества (выбор, который хочется назвать цивилизационным).
КиевПрайд даёт нам два важных урока, которые в России ещё предстоит усвоить.
1. Государственный запрос на гомофобию – прямое свидетельство нежизнеспособности, порочности системы власти, которая не в состоянии опереться на закон и конституцию, требуя идеологических подпорок со стороны церкви.
Альянс с гомофобной церковью, которая воспринимается властью в качестве идеологической опоры режима (все эти запреты “пропаганды”, гей-прайдов и любой открытости ЛГБТ), – это удар не только по одной социальной группе, но по всему обществу, которое лишается механизмов полноценной демократии (а значит и путей развития).
Отказ Украины от государственной гомофобии и идейного альянса с церковью, – это выбор в пользу права, а не идеологии. В пользу светского развития, а не “суверенной” изоляции от мира. В пользу демократии, а не “вертикали” (на церковных костылях).
В конечном счёте, символический гей-прайд в Киеве – это ещё один важнейший пункт системного выбора украинского общества и украинской элиты – в пользу полноценной демократии.
2. Важность такого выбора – касается не только судьбы гей-сообщества в Украине (хотя, одно это решение способно изменить судьбу миллионов ЛГБТ-украинцев), – но и судьбы большинства. Поскольку европейский тип общественного устройства (со свободой идейной, политической, творческой конкуренции) – это мощный механизм цивилизованного развития.
КиевПрайд – это “формула прогресса”, поскольку его проведение подтверждает качество и правовую полноценность социальной конкуренции.
Уже как следствие этого выбора – “подтянутся” и качественная бизнес-среда, и технологии, и инвестиции с качеством жизни.
Многие украинские друзья не верили переменам в области гомофобии; любимым тезисом было сравнение сопоставимых уровней нетерпимости и насилия – в наших странах. Но лёд всё-таки тронулся, – иначе и быть не могло.
Поскольку свобода собраний (свобода дискуссий и конкурентной среды) – это фундаментальное свойство демократической системы, первое условие её эффективности.
Украина свой выбор сделала, – и именно КиевПрайд стал окончательной точкой разрыва с имперской Россией.
Теперь мы – части разных вселенных, разных ценностных систем и фундаментальных представлений о мире.
Славянство, долго тяготевшее (волей или неволей) к имперскому центру в Москве, давно уже обустраивает жизнь по европейским принципам, интегрируется в ЕС и НАТО, а бывшие “братушки” видят свою судьбу в западном выборе.
Агонизирующая империя, злобно хватающая соседей из своего исторического “могильника”, поливающая проклятиями европейский выбор “младших братьев”, загнанная в клетку изоляции – за свой буйный нрав – очевидно не имеет ни малейших перспектив “сколотить” свой “русский мир” – гвоздями ржавых “ценностей”.
Империи остаётся – лишь ненависть, злоба, агрессия и конфронтация с миром. Это и есть приговор самому себе. А фактическая смерть “пациента” с таким букетом патологий – лишь вопрос исторического времени.
История – тётка суровая: “согласных она ведёт, а несогласных тащит”. Впрочем не у всех, кого она “тащит”, есть шанс на жизнь и исправление ошибок.
Автор: Alexandr Hotz