К июньскому КиевПрайду бренд выпустил футболки с радугой, а также серию своих фирменных футболок ХУИЗИТ с радужными буквами
Июнь и июль в разных странах мира прошли под эгидой прав человека для ЛГБТ. Помимо традиционных ежегодных прайдов, радужное сообщество всячески поддерживали и другими способами.
Сложно было не заметить, что в Facebook появилась возможность лайкать посты не только «пальцем в верх», сердечками или смайликами из стандартного набора, а и радугой, добавлять аватарки с радужной рамкой и делиться тематическими наклейками в сообщениях. Радужные элементы добавили и в других соцсетях – Twitter и Instagram.
Известные производители обуви Converse и Dr.Martens выпустили несколько новых моделей кед и ботинок в радужных цветах, джинсы Levis явили свету специальную коллекцию, а крупнейшая компания PVH, которая владеет брендами Calvin Klein и Tommy Hilfiger, стала спонсором прайда в Нью-Йорке, создав серию футболок.
В это же время, пока крупнейшие мировые бренды удачно интегрируют ЛГБТ-символику в свою продукцию, одновременно развивая собственный бизнес, на постсоветском пространстве ситуация, увы, далека от вышеописанной. Все заканчивается на том, что часть бизнеса действительно позиционируют себя как ЛГБТ-френдли, но это, в основном, кафе, рестораны или небольшие магазинчики. Более глобально такая стратегия в жизнь пока что не воплощается.
В Украине не принято сегментировать целевую аудиторию по ЛГБТ-принадлежности, потому что просто нет на это запроса от социума в таком объёме, чтобы тот или иной большой торговый центр проводил акции и кампании — маркетолог
Директор по маркетингу Arricano Real Estate plc Наталья Дмитренко, рассказывает Charitum, почему крупные торговые и торгово-развлекательные центры в Украине не делают в своем позиционировании и продвижении акценты на ЛГБТ-сегмент.
«Это, скажем, объяснимо. Торговые центры как power-локации для абсолютно разных целевых аудиторий рады всем посетителям. У нас не принято сегментировать целевую аудиторию по ЛГБТ-принадлежности, потому что просто нет на это запроса от социума в таком объёме, чтобы тот или иной ТЦ проводил акции и кампании», — говорит Дмитренко.
Она добавляет: LGBT shopping guides, существующие во многих странах и городах Европы и США, конечно, могут появиться и в Украине. Однако на это потребуется и время и значительные усилия от организаций, поддерживающих ЛГБТ, по воспитанию толерантности и уважения.
Charitum отыскал самых «продвинутых» – компании, которые отмечены на карте френдли-ЛГБТ мест, созданной накануне «Евровидения-2017» организацией КиевПрайд, чтобы поинтересоваться, как и почему этот бизнес решил поддержать радужное сообщество.
Мария Банько, семья ресторанов Димы Борисова
Мы хотим каждый из наших ресторанов сделать максимально комфортным для самых разных гостей. Причем, это не просто декларируется – это проговаривается на каждом тренинге и собрании. Это то, вокруг чего вообще строится сервис и бизнес как таковой. С момента открытия первого ресторана 7 лет назад мы были и остаемся ЛГБТ-френдли.
«С самого начала вся система взаимоотношений Семьи ресторанов Димы Борисова с коллективом, гостями, социумом строится на принципах открытости, доброжелательности и уважения», говорит Мария Банько
У нас ведется системная работа по развитию ресторанов как инклюзивных пространств. Если к нам приходит женщина с маленьким ребенком, ей должно быть комфортно. Если приезжает человек на коляске, ему должно быть комфортно. Это же касаемся отдыха слабовидящих и слабослышащих гостей. А то, что ни один из гостей не должен испытывать дискомфорта из-за цвета кожи, своей внешности, языка или ориентации, естественно, воспринимается как само собой разумеющееся.
Едва ли не в первый раз кто-то начал говорить о стандартах сервиса в таком ключе. Это ещё раз доказало: публичная поддержка таких инициатив со стороны бизнеса действительно важна
Когда ко мне обратились представители КиевПрайд и спросили, готовы ли мы принять участие в карте ЛГБТ-френдли компаний, я была немного удивлена. Мне сложно было представить, что в 2017 году могут быть места, которые «не ЛГБТ-френдли» и могут дискриминировать гостей по какому-то из признаков. Я провела небольшой опрос среди знакомых в ЛГБТ-сообществе и узнала, что проблема на самом деле существует: посещая некоторые рестораны в городе, они замечали со стороны персонала осуждающие взгляды, скрытую агрессию, сталкивались с неприемлемыми комментариями.
Оказалось, что заявление от компании в стиле: «Не беспокойтесь, мы готовы взять на себя ответственность, что здесь с вами такого не произойдет» уже значимо. То есть, подключаясь к карте, мы публично задекларировали принципы, которые уже и так разделяли. Мы запросили у КиевПрайда материалы и включили их в наши учебные пособия для команды.
Когда у меня спросили, готовы ли мы принять участие в карте ЛГБТ-френдли компаний, я была немного удивлена. Мне сложно было представить, что в 2017 году могут быть места, которые «не ЛГБТ-френдли»
Сразу после этого нашему примеру последовали ещё несколько десятков других ресторанов. Завязались, как мне кажется, конструктивные дискуссии с коллегами по рынку. Вообще, едва ли не в первый раз кто-то начал говорить о стандартах сервиса в таком ключе. Это ещё раз доказало: публичная поддержка таких инициатив со стороны бизнеса действительно важна.
Магазин «Ласка»
«Ласка» – это место для всех, вне зависимости от предпочтений, возраста и так далее. Такая политика изначально присутствует в нашем проекте. Каждый может быть собой, пока это не мешает свободе другого человека. Здесь не будет негативного отношения, косых взглядов.
Во-вторых, у нас продаются открытки на ЛГБТ-тематику от КиевПрайда. В-третьих, мы принимаем участие в форумах, бизнес-встречах, направленных на повышение уровня толерантности и осведомленности о проблемах ЛГБТ-сообщества среди нашего коллектива и среди покупателей.
Нам кажется, что за последнее время в стране изменилась информационная осведомленность в том, что касается ЛГБТ. Об этом стали больше писать и это постепенно начинает менять отношение жителей города. Конечно, мода поддерживать такие движения тоже появилась, но мы видим в этом больше плюсов, чем минусов.
Светлана Мусий, сеть Druzi Café
Мы были абсолютно не против, когда нам принесли радужные наклейки. Думаю, дело в том, что у нас в компании очень неформальная и дружественная атмосфера в целом. У нас работают представители ЛГБТ-сообщества и чувствуют себя комфортно.
Думаю, мы попали на ЛГБТ-френдли карту именно благодаря рекомендации наших сотрудников. При этом, мы не считаем, что это модно или необходимо. Это просто нормально
Когда люди приходят к нам на работу, мы говорим, что толерантны ко всем. Объясняем, что одинаковое отношение ко всем – это важно и нормально. Бывали даже случаи, когда приходилось проводить элементарные разъяснительные беседы с отдельными ребятами о том, почему шутки на тему ЛГБТ неуместны. Не знаю, смогло ли это изменить отношение в целом, но на рабочем месте все спокойно общаются.
Думаю, мы попали на карту именно благодаря рекомендации наших сотрудников. При этом, мы не считаем, что это модно или необходимо. Это просто нормально.
Бренд одежды Who is it?
Бренд Who is it? основан в 2013 в Киеве. Мы создаем женскую и гендерно нейтральную одежду. Наш бренд социально активен, поднимает социально-значимые вопросы. Территория продаж: Киев, Минск, Питер, Токио, Варшава.
В своих коллекциях и рекламных кампаниях мы всегда поднимаем социально значимые вопросы – например, о дискриминации, и стараемся рассказывать и донести до жителей страны некоторые деликатные и важные темы. И мы будем продолжать это делать
Мы – за любовь. И не важно, кого к кому. В своих рекламных кампаниях мы уже поднимали вопросы однополых отношений и гендерного равенства. В этот раз – это была наша инициатива создать мерчендайзинг для Марша Равенства. Мы связались с организаторами, получили только позитивные комментарии и, конечно же, согласие на создание такого проекта. В качестве главного символа мы использовали радугу и переведенное на украинский язык одно из значений слова GAY – Good As You = «Хороший/Хороша як ти».
Также мы выпустили серию своих фирменных футболок ХУИЗИТ с радужными буквами.
Почему мы решили это делать? Потому что любовь спасет мир.
В своих коллекциях и рекламных кампаниях мы всегда поднимаем социально значимые вопросы – например, о дискриминации, и стараемся рассказывать и донести до жителей страны некоторые деликатные и важные темы. И мы будем продолжать это делать.
Судя по мирному и организованному Маршу Равенства, по отсутствию насильственных и агрессивных настроений, общество быстро привыкает к тому, что в мире существуют люди разных ориентаций и жизненных позиций. Когда в 2016 году мы создали и разместили в Киеве ситилайты с нашей провокационной рекламной кампанией, один из наших ситилайтов был разбит, а плакат порван. Но больше мы не сталкивались с актами вандализма, агрессии или другими неадекватными реакциями. Мы думаем, дело тут в месседже, который транслирует бренд: это всегда четкое сообщение с сильной позицией, направленной на воспитанную и толерантную целевую аудиторию.
Илья Стронговский, дизайнер, соучредитель издательства «Видавництво»
Я делал несколько «Ревплакатов» на эту тему. Фотографировался для промо-кампании «Поддерживаю Киевпрайд», а в 2016-2017 годах занимался оформлением прайдов. В рамках наших с Лилей Омельяненко проектов для «Доброї листівки» мы сделали 10 видов открыток на ЛГБТ-тематику. Это первые украинские листовки на эту тему, сделанные когда-либо в Украине.
У Курта Кобейна есть классное высказывание: «Я хотел бы быть геем, чтоб еще больше раздражать гомофобов». Вот это обо мне
В «Добрій листівці» мы поддерживаем особенных детей , еще мы эффективно боремся с гендерной дискриминацией. Например, это нам пришла идея создать проект о запрещенных для женщин профессиях, что и стало толчком для отмены «неженских» профессий в том списке недавно. То есть, речь о поддержке не только одних ЛГБТ. Там – речь о привлечении внимания к поддержке в обществе групп, которые дискриминируются.
Еще – книжка издательства «Видавництво» под названием «Майя та її мами» авторства Ларисы Денисенко про 17 типов семей на примере одного класса с первым упоминанием про однополую семью в украинских детских книжках.
У Курта Кобейна есть классное высказывание: «Я хотел бы быть геем, чтоб еще больше раздражать гомофобов». Вот это обо мне. Я хотел бы становиться каждой дискриминированной категорией, чтобы эффективнее бороться с человеческой ненавистью в адрес тех или иных меньшинств.
ЕСТЬ К ЧЕМУ СТРЕМИТЬСЯ
Эти истории, безусловно, свидетельствуют о том, что бизнес-структуры в Украине наконец-то прекращают бояться и не стесняются публично высказывать свою позицию в таких щепетильных для общества вопросах, как поддержка ЛГБТ. Но и здесь — палка о двух концах. Какими бы дружественными не были отдельно взятые заведения, их владельцы и персонал, все зависит от общества в целом, рассказывает Charitum Владимир Новак — открытый гей из Киева.
«Даже в гей-клубах все неоднозначно. Администраторы могут быть лояльны, а вот охранников набирают натуралов, которые могут позволить себе что-то агрессивное в адрес гостей, нахамить», — рассказывает Новак.
Новак ставит в пример и США, где на прайде вместе с ЛГБТ-сообществом в одной колонне шагают представители разных компаний, которые открыто поддерживают движение
Он делает акцент и на том, что нам следует разграничивать френдли-заведения и, к примеру, гей-кафе. Да, френдли-ЛГБТ места в Киеве уже появляются, но сами представители сообщества по-прежнему чувствуют себя в таких местах достаточно скованно.
«Обниматься, целоваться, проявлять какие-то знаки внимания к своему партнеру в таких местах публично все равно не могу. Такого быть не может. И проблема не в политике заведений: персонал будет относиться нормально, но потом зайдет какой-то быдляк и набьет тебе морду. Да, их попросят покинуть помещение, но это все еще небезопасно», — признается Новак.
Для бизнеса на Западе поддержка ЛГБТ — это, в первую очередь реклама, которая благоприятно влияет на продажи и количество потенциальных клиентов
Он сравнивает Украину с Венгрией: в Будапеште, где был недавно, мог себе позволить вести себя свободно в общественных местах и не бояться. Ставит в пример и США, где на прайде вместе с ЛГБТ-сообществом в одной колонне шагают представители разных компаний, которые открыто поддерживают движение. Для них это, в первую очередь, престижно, это реклама, которая благоприятно влияет на продажи и количество потенциальных клиентов.
Такого в Украине, к сожалению, пока что нет, констатирует он, при этом все-таки отмечая, что позитивные тенденции все-таки прослеживаются. В качестве примера Новак рассказывает о знакомой-трансгендере, которая без проблем трудоустроилась на «Новой почте», находясь в процессе перехода из мужчины в женщину.
«Я сам начинаю работать на одном из украинских телеканалов, и я — открытый [гей]», — добавляет собеседник.
Он склонен согласиться с мнением, что в целом сегодняшняя ситуация в Украине с поддержкой ЛГБТ улучшается, но стране есть куда и к чему стремиться. А для того, чтобы общество продолжало меняться, каждый должен начинать, в первую очередь, с себя.
Текст
САША ГОРЧИНСКАЯ
Фото
НАТАША КРАВЧУК