Ка́минг-а́ут (другие
варианты написания — Ка́мин-а́ут, Ка́минг а́ут и камина́ут, от англ.
coming out — «раскрытие», «выход») — процесс открытого и добровольного
признания человеком своей принадлежности к сексуальному или гендерному
меньшинству или результат такого процесса. Термин «каминг-аут»
применяется преимущественно по отношению к лесбиянкам, геям, бисексуалам
и транссексуалам (сокр. ЛГБТ), которые перестали скрывать от окружающих
свою нетрадиционную сексуальную ориентацию или несоответствие
психического пола биологическому. Выражение «каминг-аут» является прямым
заимствованием устоявшегося англоязычного выражения coming out (сокр.
от coming out of the closet — букв. «выйти из чулана», по смыслу «выйти
из потёмок, открыться»).
Аутинг (outing), т. е. насильственное
раскрытие соответствующих обстоятельств личной жизни человека, не
является добровольным каминг-аутом. Аутинг заключается в публичном
разглашении личной информации об ориентации или гендерной идентичности
человека против его желания и согласия, что может быть расценено как
нарушение закона.[1] В результате подобных действий возможен перенос
отношения людей к нетрадиционной ориентации человека в социальную и
профессиональную сферу. Такой эффект может быть использован для того,
чтобы скомпрометировать человека, испортив его личную или общественную
репутацию, а также поставив под сомнение его профессиональную
компетентность.
Некоторые представители поп-культуры используют
каминг-аут или имидж человека с нетрадиционной сексуальной ориентацией
для повышения интереса к собственной персоне, как, например, поступила
российская группа «Тату».[2]Портал ЛГБТ
История
Впервые
концепция каминг-аута была выдвинута в 1869 немецким адвокатом,
журналистом и защитником прав меньшинств Карлом Генрихом Ульрихсом как
некая разновидность концепции эмансипации. Он считал, что скрытное
существование меньшинств уменьшало возможности их влияния на
общественное мнение, и поэтому призывал гомосексуалов становиться более
заметными, совершая каминг-аут.
Терапевт Айван Блох (Iwan Bloch),
в своей работе 1906 года под названием «Сексуальная жизнь нашего
времени и её отношение к современной цивилизации» просил пожилых
гомосексуалов совершить каминг-аут для гетеросексуальных членов своих
семей и знакомых.
Сексолог Магнус Хиршфельд обратился к этой теме
в своей работе «Гомосексуальность мужчин и женщин» (1914), рассуждая о
возможности уведомления полиции о своей ориентации со стороны нескольких
тысяч высокопоставленных мужчин и женщин с целью повлиять на
законодательные органы и общественное мнение.[3]
Первой
значительной персоной, совершившей каминг-аут в Америке, стал поэт
Роберт Данкен (Robert Duncan). После объявления о своей ориентации в
1941 году он был уволен из армии вскоре после призыва. В 1944 году в
своей публикации в анархистском журнале «Politics», подписанной его
настоящим именем, он заявил, что гомосексуалы являются притесняемым
меньшинством.
В 1951 году Дональд Вебстер Кори (Donald Webster
Cory) опубликовал работу «Гомосексуал в Америке», в которой делился с
читателем своими чувствами: «Общество выдало мне маску, которую я
вынужден постоянно носить… Куда бы я ни шёл, я притворяюсь везде и перед
любыми представителями всех слоев общества». Хотя под этим псевдонимом
скрывался американский социолог Эдуард Сагарин, его откровенное описание
своих субъективных ощущений послужило стимулом для осознания
гомосексуалами себя как части общества, а также для возникающего
движения гомофилов.[4]
Бывшее первоначально тайным правозащитное
«Общество Маттачин», основанное Гарри Хэем (Harry Hay) и другими
участниками президентской кампании 1950 года в Лос-Анджелесе за
кандидата Уоллеса (Wallace), также попало в поле зрения общественности,
когда в Сан-Франциско в 1953 году во главе группы встали не скрывавшие
свою ориентацию гомосексуалы Хэл Колл (Hal Call), Кен Бёрнс (Ken Burns) и
Дон Лукас (Don Lucas).[5][6]
В конце 1950-х годов термин
«каминг-аут» перешёл из разряда жаргона гомосексуалов в научную
терминологию с подачи североамериканского психолога Эвелин Хукер,
посвятившей ряд своих новаторских работ исследованию гей-сообщества. В
одной из них она утверждала, что «нередко дебют (или „каминг-аут", как
называют его гомосексуалы) человека, уверенного в своей
гомосексуальности, но боровшегося с этим ощущением, происходит тогда,
когда он в первый раз публично идентифицирует себя как гомосексуал в
присутствии других гомосексуалов, появившись в одном из их баров».[7]
В
1960-е годы мужчина по имени Фрэнк Камени (Frank Kameny) стал первым
открытым гей-активистом в борьбе гомосексуалов за свои права в США.[8]
Камени был уволен с должности астронома при армейской картографической
службе за гомосексуальное поведение. Он открыто протестовал против
незаконности своего увольнения и постепенно довёл дело до Верховного
суда США. Камени призывал гомосексуалов не к оборонительным, а к
активным наступательным публичным действиям. Ключевым моментом в его
позиции было, как он утверждал, то, что геи «должны внедрить в свое
собственное сообщество мысль о значимости каждого гея в отдельности», и
что эта цель может быть достигнута только путем проведения кампаний, во
главе которых стояли бы открытые гомосексуалы.[4] По аналогии с девизом
борьбы афроамериканцев за свои права «Темнокожий — значит прекрасный»
(«Black is Beautiful»), своим девизом Камени выбрал фразу «Гей — значит
хороший» («Gay is Good»).
Камуфлирующая гетеросексуальность
Некоторые
люди, идентифицирующие себя как геи, лесбиянки, бисексуалы или
транссексуалы, а также те, кто испытывает гомосексуальные переживания,
но не относит себя к сексуальным меньшинствам, вступают вместо этого в
гетеросексуальные отношения, включая долгосрочные отношения и брак
(например, так долгое время вёл себя британский поп-певец Элтон Джон).
Подобное поведение описывается термином «камуфлирующая
гетеросексуальность», под которым российский врач-сексолог Михаил
Бейлькин понимает «гетеросексуальную активность гомосексуалов,
мотивированную соображениями социального престижа».[9] Такое
камуфлирующее поведение людей, которые в других обстоятельствах
посчитали бы себя геями или лесбиянками, практикуется для создания у
окружающих иллюзии об их гетеросексуальной ориентации и для принятия
социумом. По словам М. Бейлькина, подобные случаи нужно отличать от
поведения открытых бисексуалов в долгосрочных гетеросексуальных
отношениях: «Бисексуальное поведение в рамках […] камуфлирующей
гетеросексуальности следует отличать от истинной бисексуальности».[9]
Другие
люди, скрывающие свою сексуальную ориентацию, не имеют никаких
гетеросексуальных контактов и просто хотят защититься от дискриминации
или отторжения путем утаивания своей сексуальной ориентации или
влечений. М. Бейлькин утверждает: чтобы «понять мотивацию такого
поведения, специальных знаний не требуется. Речь идёт о вынужденном
подчинении гомосексуала социальным правилам общества, отнюдь не
поощряющего сексуальное инакомыслие».[9]
Процесс каминг-аута
Эриксон[10]
показал, что в процессе своего психического развития человек проходит
через восемь определенных стадий, решая конкретные психологические
задачи. Он утверждал, что для психического здоровья человека чрезвычайно
важна интеграция сексуальности в целостный образ «Я» в процессе
формирования психической идентичности. В то же время Эриксон говорит,
что это формирование представляет собой комплексный процесс
взаимодействия между личностью и обществом. Анализируя эту работу,
психотерапевт Доминик Дэвис утверждает: «Поскольку формирование
идентичности геев и лесбиянок в отягощенном гомофобией обществе
протекает во многом иначе, чем у гетеросексуалов, их психическое
развитие означает интеграцию стигматизированной сексуальности в их образ
„Я"».[11]
С конца 1970-х годов исследователями были
сформулированы разнообразные психологические модели процесса каминг-аута
(Grace, 1977;[12] de Monteflores, Schultz, 1978;[13] Kimmel, 1978;[14]
Cass, 1979;[15] Troiden, 1979;[16] Woodman, Lenna, 1980;[17] Coleman,
1981-82;[18] MacDonald, 1982;[19] Minton, MacDonald, 1983-84;[20]
Troiden, 1989[21]). В частности, американский социолог Ричард Тройден
предложил следующие четыре фазы для описания процесса формирования
сексуальной идентичности гомосексуала:[21] предчувствие отличия от других людей, возникающее у человека до половой зрелости; сомнение в гетеросексуальной идентичности, приходящееся на подростковый возраст; принятие своей нетрадиционной идентичности, которое может быть и не достигнуто ввиду враждебных социальных установок; идентификация
себя как представителя сексуальных меньшинств, установление связи
сексуальности с эмоциональностью, интеграция своей сексуальности в образ
«Я».
Так как конкретных «причин» формирования сексуальной
идентичности гомосексуалов не обнаружено, сам процесс каминг-аута и его
теоретические обоснования вызывают споры: ни одна из разработанных
моделей не может считаться исчерпывающей. Тем не менее, они сходятся в
одном: процесс не является линейным, и человек может решать одновременно
несколько психологических задач, относящихся к разным стадиям
процесса.[11]
Осознание собственной ориентации
Психологическая
модель процесса каминг-аута, разработанная Эли Колеманом,[18]
предполагает наличие так называемой стадии «пре-обнаружения»,
предшествующей каминг-ауту, в которой ребёнок в раннем детстве начинает
ощущать свое отличие от сверстников, а также возникающий конфликт своих
чувств с усвоенными в семье негативными установками относительно
гомосексуальности. На этой стадии многие люди не в состоянии объяснить,
что плохого в их влечении к своему полу, и ощущают свое отличие от
других задолго до того, как соотносят его со своей принадлежностью к
сексуальным меньшинствам.[22]
Психотерапевт Хенли-Хеккенбрюк подчеркивает, что
«индивидуальные
нюансы определения [человеком] своей идентичности трудно перечислить.
Они определяются особенностями личности и характера, возрастом, когда
человек впервые осознал свою инаковость, особенностями протекания
физических процессов, ригидностью семейных взглядов (в частности тех,
которые касаются сексуального поведения), религиозным воспитанием,
негативным или травматичным опытом, связанным с сексуальной
ориентацией».[23]
Возраст осознания своих гомосексуальных
переживаний для геев и лесбиянок отличается. По данным наблюдений,
проведенных исследователями Джеем и Янгом, для мужчин этот возраст
составляет 13-14 лет, а для женщин — 18.[22] Большинство мужчин начинают
вступать в сексуальные контакты с лицами своего пола ещё до того, как
осознаю́т себя геями. Женщины же обычно догадываются о своей ориентации
задолго до вступления в интимную близость с лицами своего пола.[24]
Каминг-аут
может предваряться периодом неопределённости, когда человек считает что
его сексуальная ориентация, поведение или чувство принадлежности к
другому полу являются некоей преходящей «фазой», либо отвергает эти
чувства по религиозным или моральным мотивам.[11]
Сексолог М.
Бейлькин, рассуждая о целесообразности совершения каминг-аута после
осознания человеком собственной ориентации, утверждает:
«Что же
касается „самораскрытия" (или „обнаружения") как отказа от вынужденной
маскировки, то необходимость такого шага не всегда очевидна.
Подталкивать к нему геев недопустимо; иногда это может обернуться бедой.
Вряд ли уместно, скажем, публичное признание собственной
гомосексуальности в условиях тюрьмы».[9]
Психологические и социальные проблемы каминг-аута
Каминг-аут
является сложным процессом, могущим иметь как позитивные, так и
негативные социальные и психологические последствия для индивида, его
совершающего. В связи с этим люди, уже прошедшие каминг-аут и методом
проб и ошибок определившие, какое поведение является наименее
травматичным для самого человека и его близких, попытались обобщить этот
опыт в форме рекомендаций.[25][26] В материалах, распространяемых
американской организацией под названием «Родители и друзья геев и
лесбиянок» (PFLAG), не рекомендуется, в частности, совершать каминг-аут
во время праздников и других стрессовых ситуаций, например, во время
ссор.[27]
Обычно каминг-аут — это не одномоментный, а
постепенный, развивающийся процесс. В большинстве случаев сексологи
рекомендуют «раскрыться» сначала близкому другу, заслуживающему полное
доверие, или члену семьи, а затем сделать передышку, повременив с
дальнейшими признаниями.[28] Про ориентацию некоторых людей знают на
работе, но не подозревают в семье, или наоборот. Тем не менее,
фактически каминг-аут не исчерпывается однократным признанием одному
человеку или группе людей.
Некоторые исследователи обнаружили,
что степень открытости человека о своей ориентации в разных жизненных
ситуациях прямым образом связана с отсутствием у него стрессов и
неврозов.[29]
Отношение родителей к каминг-ауту
Для
родителей на ряде веб-сайтов, а также в других публикациях представлены
различные психологические рекомендации о том, как адекватно отнестись к
каминг-ауту ребёнка.
Признание в гомосексуальности
(бисексуальности либо транссексуальности) перед своей семьёй может быть
самым трудным шагом в процессе каминг-аута. Довольно часто родители
ничего не подозревают о нетрадиционной сексуальной ориентации своего
сына или дочери. Многие неподготовленные родители испытывают нервный шок
и потрясение, когда узнаю́т об истинных сексуальных предпочтениях своих
детей.
Зачастую родителям необходимо время, чтобы принять
сексуальную ориентацию своего ребёнка. В течение этого времени некоторые
родители отказываются говорить с детьми, игнорируют тему сексуальности,
надеясь, что проблема исчезнет сама собой, и их ребёнок станет таким
как все, или пытаются убедить его, что это временная «блажь». Порой
родители воспринимают гомосексуальность как болезнь и пытаются
«вылечить» детей, например, с помощью репаративной терапии, что может
усугубить душевное состояние подростков. В некоторых случаях родители
отказываются от своих детей и выгоняют их из дома. Все подобные
воспитательные меры относительно нетрадиционной ориентации современной
официальной психологической и психотерапевтической наукой однозначно
рассматриваются как деструктивные, могущие нанести вред психике ребёнка и
усугубить его состояние.
Если семья исповедует ортодоксальную
христианскую, мусульманскую или иудейскую веру и неукоснительно
придерживается религиозных канонов, то ребёнок может испытывать
дополнительный психический дискомфорт в результате конфликта между его
гомосексуальностью и системой религиозных запретов. Подавляющее
большинство организаций и групп, таких как «Exodus International»,
NARTH, «Parents and Friends of Ex-gays» (PFOX), «Focus on the family» и
«International Healing Foundation», выступающих за возможность,
желательность и необходимость «преодоления гомосексуализма» с помощью
репаративной терапии, настроены ортодоксально и рассматривают
гомосексуальные переживания и поведение в рамках христианской доктрины
как «противоестественные и греховные». См. также Гомосексуальность и
религия.
В рамках современной официальной американской,[30]
европейской и российской[31] психиатрии и психологии считается, что
сексуальная ориентация, в отличие от сексуального поведения — это не
предмет выбора, поэтому психологи и сексологи рекомендуют родителям
смириться с этим. Они утверждают, что эмоции и чувства человека
искусственно неизменяемы: человек влюбляется не по своему желанию, а,
скорее, вопреки ему.
Помощь при каминг-ауте
По статистике,
средний возраст каминг-аута в США — 13 лет[32] (в России подобная
статистика не ведётся). Большинство подростков с нетрадиционной
сексуальной ориентацией боятся открыться перед окружающими или попросить
у них помощи, особенно после того, как они замечают, что их сексуальные
предпочтения не одобряются большинством людей. Из-за этого подростки не
стремятся рассказывать о своей гомосексуальности даже собственным
родителям. Согласно статистике, случаев самоубийств среди
гомосексуальных подростков намного больше, чем среди
гетеросексуальных.[33][34] Оказанием помощи в этой критической ситуации
занимаются специальные службы («телефон доверия»), кроме того,
существуют веб-сайты, посвящённые данным проблемам.
Каминг-аут и парафилия
Некоторые
исследователи утверждают, что под каминг-аутом может также пониматься
публичное признание человека в наличии у него парафилии. Несмотря на то,
что, например, зоофилия, согласно общепринятым классификациям,
относится к парафилиям, некоторые сексологи (например, Х. Милетски)
настаивают на том, что существует отдельная зоосексуальная ориентация и
что зоосексуалы также могут совершать каминг-аут, испытывая при этом те
же трудности, что и представители ЛГБТ-сообщества.[35] В качестве
примера такого «зоосексуального каминг-аута» можно привести скандальное
судебное разбирательство 1999 года с участием Филипа Бабла, являющегося,
по его собственным словам, «первым „вышедшим из чулана" зоофилом,
пострадавшим из-за раскрытия своей сексуальной ориентации». После того,
как Филип признался отцу, Фрэнку Баблу, в своей зоосексуальной
ориентации, тот нанёс ему несколько ударов монтировкой и сломал
руку.[36]
Национальный день каминг-аута
По мнению
американской ЛГБТ-организации «Кампания за права человека»,
последовательно и организованно реализовать концепцию каминг-аута в
масштабах всего общества призван так называемый «Национальный день
каминг-аута». Он проводится ежегодно 11 октября. Первоначально это
мероприятие проводилось только в США, а затем распространилось по всему
миру. По мнению организаторов, оно позволяет снизить возможные
негативные последствия каминг-аута как для психики родственников,
близких и друзей человека, так и для него самого.
История
История
американского «Национального дня каминг-аута» отсчитывается с 11
октября 1987 года, когда 500 тыс. демонстрантов прошли по улицам
Вашингтона в знак требования равенства прав геев и лесбиянок. Решение о
проведении ежегодного дня каминг-аута было принято в 1988 году при
участии д-ра Роберта Эйхберга (Robert Eichberg) и Джин О’Лири (Jean
O'Leary), американской активистки в борьбе за права геев и лесбиянок,
политика и в прошлом монахини. Основателями мероприятия ставились цели
знакомства большинства населения с ЛГБТ-сообществом и его движением за
равные права.
Символика и атрибутика
Эмблему американского
дня каминг-аута создал ставший известным в 1980-х годах американский
художник Кейт Харинг (Keith Haring, 1958—1990), работавший в жанрах
городской уличной графики, граффити и поп-арта. Во многих его
произведениях обыгрывались темы однополых отношений.
Организаторы
мероприятия рекомендуют участникам в этот день носить определенные
знаки или символы: перевернутый розовый треугольник, греческую букву
«лямбда», а также 6-цветную радугу в виде ювелирных украшений, флагов
или на одежде, чтобы своим примером наглядно продемонстрировать
присутствие геев, лесбиянок, бисексуалов и транссексуалов во всех слоях
общества, среди всех возрастов и этнических групп.
Известный хит
«I’m Coming Out» («Я выхожу») 1980-х годов в исполнении американской
поп-звезды Дайаны Росс может считаться неофициальным гимном дня
каминг-аута в частности и всего гей-сообщества в целом. Он был сочинен и
спродюсирован композитором Найлом Роджерсом (Nile Rodgers) в
сотрудничестве с другими музыкантами под впечатлением от вечеринки в
одном калифорнийском диско-клубе, где его взору однажды предстало
несколько трансвеститов, подражающих Дайане. После того, как песня вышла
весной 1980 года и прочно заняла верхние строчки хит-парадов (наивысшая
позиция — 5-я строчка в чарте музыкального журнала «Billboard»), Дайана
Росс стала гей-иконой ЛГБТ-сообщества[37] наравне с такими артистами
как Мадонна, Глория Гейнор, Шер, Кайли Миноуг, Барбра Стрейзанд, Джуди
Гарланд, Марлен Дитрих и Ширли Бэсси.
Поддержка
Патронаж
«Национального дня каминг-аута» осуществляет одна из крупнейших
ЛГБТ-организаций под названием «Кампания за права человека». Она
выпускает специальные материалы с рекомендациями как правильно подойти к
вопросу о раскрытии собственной ориентации близким, родственникам и
друзьям. Также эта организация распространяет данные о том, какие
компании и корпорации наиболее терпимо относятся к ЛГБТ-сотрудникам на
работе (так называемый «Индекс корпоративного равенства»).
Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.
Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.