Согласно некоторым ученым, древнейшие упоминания о гомосексуальных отношениях встречаются в Древнем Египте. «Первой однополой парой» называют живших при фараоне пятой династии Ниусерра египтян Хнумхотепа и Нианххнума.
Согласно 125 главе Книги Мертвых, мужеложство считалось 27-м из 42 грехов, в несовершении которых должен был оправдываться древний египтянин перед судом богов.
В повести времени Нового царства «Тяжба Гора и Сета» рассказывается, как эти боги некогда спорили за царскую власть. Сет пригласил Гора к себе домой и изнасиловал его. На этом основании Сет утверждал: «Пусть отдадут мне сан правителя, ибо, что касается Гора, который присутствует здесь, то я выполнил работу мужчины по отношению к нему». Однако благодаря коварной хитрости Исиды Сету не удалось доказать факт изнасилования, и он проиграл дело. Иногда здесь видят насмешку над богами (возможно, с неким политическим смыслом). По словам Вяч. Вс. Иванова, «Египетские боги Гор и Сет иногда изображались в виде одной фигуры с двумя лицами, что позволяет дать гипотетическую андрогинную интерпретацию и первоначальному мифу о кровосмесительной их связи».
Также существует гипотеза, что указание на гомосексуальные отношения содержит одна из фраз сочинения: «Спор разочарованного со своей душой».
Месопотамия
Некоторые ученые (Т.Якобсен) находили в мифе о Гильгамеше указания на его бисексуальную природу: так истолковывались строки о насилиях над жителями Урука: «Отцам Гильгамеш сыновей не оставит! // Днем и ночью буйствует плотью: … Матери Гильгамеш не оставит девы…», а также его отношения с Энкиду (эту пару сравнивали с парой Ахилл-Патрокл): «Гильгамеш во дворце устроил веселье, // Заснули герои, лежат на ложе ночи, // Заснул Энкиду — и сон увидел, // Поднялся Энкиду — и сон толкует: // Вещает своему он другу». Впрочем, подобное истолкование является спорным.
По словам И. М. Дьяконова, «для Урука, города богини плотской любви, было вообще характерно широкое распространение как „посвященной", так и „запретной", но все же покровительствуемой Инаной проституции, в том числе и гомосексуальной; но в этот „карнавальный" сезон [время священной свадьбы Инаны и Думузи ] деятельность кадиштум, иштаритум и т. п. принимала массовый, разнузданный, оргиастический характер». Проституированных мальчиков по-аккадски называли harmu[m] (м.р. от harimtu[m]; «отделенный, выделенный»). В словаре шумерского языка есть термин «pi-li-pi-li», который встречается ок. 2000 года до н. э. и переводится «гомосексуал». Там же упоминаются аккадские слова assinnu «мужчина, занимающийся культовой проституцией» и parrû «гомосексуал».
В среднеассирийских законах (третья четверть II тыс. до н. э.) есть два параграфа, посвященные гомосексуальным отношениям:
§ 19. Если человек тайно оклеветал равного себе, сказав: «Его имеют», или во время ссоры публично сказал ему: «Тебя имеют», и еще так: «Я сам клятвенно обвиню тебя», но не обвинил и не уличил, должно дать этому человеку 50 палочных ударов, он будет в течение месяца выполнять царскую работу, должно его заклеймить, и он должен уплатить 1 талант олова. § 20. Если человек познал равного себе, и его клятвенно обвинили и уличили, должно познать его самого и оскопить его
Как видно из сопоставления ст.19-20, преступлением считался пассивный гомосексуализм, если соответствующее лицо практиковало его систематически, и каждый одиночный акт активного(то и другое, видимо, по ритуальным соображениям — в обоих случаях дело не ограничивается случаями насилия).
Наиболее известный на Древнем Востоке законодательный сборник — Законы Хаммурапи(XVIII в. до н. э.) вообще ничего не говорит о гомосексуальности.
Хатти
Среднеассирийские законы можно сравнить с хеттскими законами (первая половина II тыс. до н. э.), где о гомосексуальности говорится только в параграфе, посвященном инцесту:
§ 189. Если мужчина совершит грех со своей матерью, это — тягостное преступление. Если мужчина совершит грех со своей дочерью, это — тягостное преступление. Если мужчина совершит грех со своим сыном, это — тягостное преступление.
Таким образом, у хеттов не прописывалось какого-то наказания за гомосексуальный акт как таковой.
Западная Малая Азия
Во Фригии рассказывали миф о любви Агдестиса к Аттису. Аттис собрался жениться на дочери царя Мидаса. В безумии, которое наслал Агдестис, Аттис оскопил себя и превратился в цвето. Следует заметить, что мотив оскопления собственно для Греции нетипичен, и греками оскопление резко осуждалось.
Иран
Геродот ясно утверждает: «Персы предаются всевозможным наслаждениям и удовольствиям по мере знакомства с ними. Так, они заимствовали от эллинов любовное общение с мальчиками». Тем не менее распространено безосновательное мнение, что именно эллины заимствовали от персов любовь к юношам. Между тем первые контакты персов и греков относятся к середине VI века до н. э., что исключает такую возможность. Возлюбленным Артаксеркса II был евнух Тиридат. Персидское имя Багой, встречающееся у евнухов (например, его носил возлюбленный Александра Великого, означает «принадлежащий богу» и является, очевидно, эквивалентом аккадского «кадиштум» («посвященная»). У парфянского царя Фраата (конец II в. до н. э.) был возлюбленный Гимерос.
В IV веке Аммиан Марцеллин отмечал, что персы «не знают педерастии». В средневековых зороастрийских текстах мужеложство считается грехом, жестокие наказания мужеложцев упоминаются в описаниях загробного мира.
Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.
Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.